В детский сад дети приходят для получения первого социального опыта, и оттого,  каким он будет, положительным или отрицательным, будет зависеть дальнейшая жизнь ребенка. Как правило, многие родители не придают значения игровой деятельности своего ребенка, ведь это не пригодится в школе, за это не ставят оценки, ребенок развлекает себя сам, как умеет и главное, чтобы у него было много игрушек. Многие молодые родители и не подозревают, какое огромное значение в жизни каждого ребенка принадлежит игре. Это окно в новый мир, мир интересных социальных возможностей, коммуникации и новых знаний. Игра понятна и доступна каждому ребенку, здесь каждый может открыть для себя мир бесконечных возможностей.

        Особенно это актуально для детей с особыми образовательными потребностями. Как правило, дети с ОВЗ не умеют играть. Их не научили этому дома или у них не было такой возможности или потребности. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Наша совместная задача с родителями– научить ребенка играть.

Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности ребенок получает первые практические навыки, учится вести диалог, говорить о своих потребностях, отстаивать свои интересы. Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание ребенка, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня  играйте с ребенком, предлагайте ему различные варианты взаимодействия, поддерживайте интерес, получайте сами удовольствие. Главное – побуждайте к действию, объясняйте, учите играть самостоятельно. Этот навык обязательно пригодится в детском саду.

        Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть вам помогает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно.

Как правило, дети с особенностями в развития испытывают различные затруднения, связанные с двигательной активностью, крупной и мелкой моторикой. Необходимо побуждать их к самостоятельной деятельности, навыкам самообслуживания, поэтому в режиме дня отведите определенное время малоподвижным играм. Дети очень любят пальчиковые и жестовые игры, любят звукоподражание, повторение различных любимых действий. Главное, хорошее настроение и позитивный эмоциональный настрой. И учите говорить, побуждайте к речевым высказываниям. Не делайте это за него!

        Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям (с учетом возрастных и физических возможностей ребенка). Такие занятия помогают развивать координацию движений, формируют походку. Научите ребенка бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах. Постепенно, по мере развития ребенка, усложняйте игры и задания, расширяйте сферу его интересов и возможностей. Эти навыки обязательно пригодятся в детском саду, дети должны уметь себя занимать в любом возрасте, иметь познавательный интерес. Если он есть, и дома с ним играли, ребенку будет легко найти себе дело или игру по душе. К сожалению, некоторые дети не умеют играть, их этому не научили, и у ребенка нет возможности себя занять в детском саду.

        Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь с  ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми, побуждайте к речевой активности.

Рекомендации родителям по организации игры

детей с ограниченными возможностями здоровья

        Несмотря на значительную степень индивидуализации, организация игры для детей с ограниченными возможностями требует от  родителей, знания определенных общих принципов, закономерностей и правил. Еще до начала организации игровой деятельности детей с особыми потребностями необходимо знать уровень возможностей ребенка:

- что умеет наш ребенок, и какие игры ему нравятся?

- какие проблемы есть у ребенка?

- что ему пока не удается, в чем заключается его отличие от детей с нормотипичным развитием?

- что получается хорошо, в чем ребенок достигает требований нормального развития или в чем-либо опережает сверстников?

- на какие сформированные навыки можно опереться?

- в чем проявляется повышенный интерес ребенка, что ему больше нравится, что вызывает положительные эмоции?

- объем внимания ребенка, сколько минут он не теряет интереса к игре

- качество речи, умение поддержать совместный диалог

- состояние опорно-двигательного аппарата (крупной моторики)

- степень интеллектуального развития

- состояние эмоционально-волевой сферы.

Состояние ребенка перед игрой:

- какое общее физическое состояние?

- степень возбуждения ребенка

- способность сконцентрироваться на игре

- общее настроение перед игрой.


Цель игры для детей с ограниченными возможностями

- научить чему либо

- отвлечь от негативных раздражителей и поднять настроение

- занять свободное время и т.д.

        Если нам уже известен уровень развития ребенка, его состояние перед игрой и с какой целью мы проводим игру, то следует перейти к практическим действиям и поставить себе такие вопросы: Где? Когда? С чем? С кем?

То есть определить:

- место, где будет играть наш малыш (где?)

- время, когда будет организовываться игра (когда?)

- материалы (игрушки), которые нужны для игры (с чем играть?)

- кто будет играть с ребенком, определить его партнеров по игре (с кем?).

Место, где будет играть ребенок, должно соответствовать характеру игры, ее целям, быть соответственно оборудовано и безопасно. Чаще всего игра организуется в комнате ребенка, в его уголке или на дворе, на детской площадке. Вполне понятно, что в комнате игры детей с ограниченными возможностями будут более спокойными, а на дворе — подвижными. Но в каждом отдельном случае место для игры должно быть подготовленным.

Для этого необходимо:

- обеспечить его гигиену

- сделать его, по возможности, просторным; разгрузить от ненужных предметов

- провести подготовку к конкретной игре: принести необходимые игрушки, вещи, расположить их так, как требует игра;

-  убедиться в исправности игрушек и оборудования

Возможно, родителям детей с ОВЗ понадобится больше сил, времени и желания, чтобы научить ребенка играть и общаться с другими детьми, с учетом его индивидуальных возможностей. Зато ребенок будет готов к новым социальным контактам с новыми детьми и взрослыми. Ведь основная цель воспитания – сначала научить и объяснить, а к концу дошкольного детства научить наших детей обходиться без нас.