Физическая культура для детей с ОВЗ в образовательном учреждении — важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дефицита двигательной активности с учетом конкретного дефекта, формирование морально-волевых качеств. В его основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду.
Адаптивная физкультура — это, в первую очередь, коррекция двигательной системы организма, нарушений мелкой моторики. Методы и приемы АФК — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации. Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект.
Основными принципами адаптивной физической культуры являются:
1. Опора на индивидуальные способности и возможности ребенка;
2. Возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных;
3. Осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом;
4. Соответствие всего комплекса лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.
5. Разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки.
В целом, физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела ребенка. Ведь, улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления и совершенствования.