Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребёнок ещё не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развивать слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами.
Цель этих упражнений – научить ребёнка слушать и слышать.
Игра "Отгадай, что звучит?"
Взрослый, пряча предметы за спину, звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.
Игра "Будь внимательный"
Взрослый садится на расстоянии 2-3 м от ребёнка. Рядом с ребёнком разложены игрушки: мишка, машина, кукла. Взрослый предупреждает ребёнка, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шёпотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем даёт инструкции: «Возьми мишку и посади мишку», «Вынь мишку из машины», «Посади в машину куклу», и так далее. Ребёнок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и чётко