В современном мире, при сложной социальной и экологической обстановке никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Учитывая, что жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, а она наполнена большим количеством опасностей, встаёт на первый план вопрос о безопасности собственной жизнедеятельности людей. Особую тревогу вызывают дети, т. к. в силу своей беззащитности и естественной любознательности ребенок может оказаться в небезопасной для него чрезвычайной жизненной ситуации. Сама жизнь доказывает необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности, т. к. именно с детства начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Цель работы в ДОУ по воспитанию навыков безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Наш детский сад ведет большую работу в этом направлении, ищет поиски новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников. Так же перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей, где мы используем различные здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация, мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, сказкотерапия, артикуляционная гимнастика.

МБДОУ детский сад №438 посещают 70 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, из них 32 ребенка - инвалида. Из-за нарушения в двигательной сфере у наших детей сужается объем воспринимаемого мира, что затрудняет развитие формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Нарушение контактного восприятия при поражениях рук оказывают отрицательные влияния на развитие дистантного восприятия. У детей с нарушениями двигательного аппарата наблюдается поражения зрения, слуха, обусловленное внутриутробной патологией. Такие дети, нуждаются в индивидуальном подходе, постоянно учитывающим здоровье ребенка и их безопасность.

Все это привело к необходимости переосмысления работы с дошкольниками, необходимости внедрении и реализации программы «Безопасное здоровье», в сфере не только физического воспитания, но и обучения в целом, безопасности, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми.   Актуализации внимания педагогов на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль – вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение и  владение правил поведения по технике безопасности.

Технология смешанного обучения в педагогическом процессе детского сада ориентируется на новый образовательный стандарт, на практико-ориентированное образование, на достижение планируемых результатов обучения и выстраивается таким образом, чтобы у участников образовательного процесса проявлялись: высокий уровень мотивации на укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; познавательная и интеллектуальная активность в приобретении знаний о своем здоровье и безопасности, владение пособиями охраняющими, укрепляющими и развивающими здоровье; умения применять способы, методы и приемы укрепления и развития здоровья к особенностям своего организма; культура здоровья, выраженная ответственным отношением, как к своему здоровью, так и здоровью окружающих, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

Таким образом, важнейшим направлением деятельности становится формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, привитие навыка первой медицинской помощи, развитие умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков и сверстников, развитие сохранительного самосознания, оптимистическое миро- и самоощущение, воспитание уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли, а так же развитие у воспитанников позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья в единой здоровьеформирующей образовательной среде МБДОУ и семьи.

Разработанная программа «Безопасное здоровье» системно организует содержание, вспомогательные материалы и мероприятия через синхронные и асинхронные обучающие мероприятия. Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, работаем в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, используя в работе следующие формы: совместное планирование, индивидуальные консультации, консультации для педагогов ДОУ, семинары-практикумы, открытые просмотры, развлечения, праздники.

Через игровые центры «Безопасность» в группах, картотек дидактических игр, бесед, чтение книг, просмотров фильмов, создание мультимидийных постановок, агидбригад знакомим воспитанников с основами безопасности собственной жизнедеятельности: знакомим их с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности. Играя и соревнуясь «Сигналы», «Служба экстренного спасения», «Школа безопасности», используем способы безопасного поведения в быту, в природных ситуациях и окружающем мире. На праздниках, развлечениях «Короновирус», «Спасение пострадавших во время выброса вредных веществ в окружающую среду», «Вызови 01» и др. формируем представления об опасных ситуациях и способах поведения в них, приобщаем к правилам безопасного поведения для человека в окружающем мире. На круглых столах «Профессия пожарных», «Осторожно опасные предметы дома», «Спичка - невеличка», «Светофор», «Внимание» «Грамотный пешеход», передаем детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Участвуя в викторинах, формируем осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, воспитываем чувства взаимопомощи и товарищества.

При реализации программы «Безопасное здоровье» дети проявляют самостоятельность и активность, озвучивают свои мысли, цели, отстаивают свою точку зрения перед другими, ищут компромисс, выступают как эксперты, удовлетворяя познавательные потребности самостоятельно получают новую информацию и проявляют поисковое поведение в разных ситуациях, что способствуют улучшению микроклимата в группе.

При проведении в детском саду цикла занятий по ОБЖ: «Служба экстренного спасения» «Школа безопасности» перед нами стояла цель - формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок правильного поведения в окружающем мире.

Достигая цель решали следующие задачи: формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира; учить правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях и воспитывать сострадание и душевную теплоту у детей.

В мероприятии принимали участие дети подготовительной, старшей группы, педагоги детского сада и представители пожарники из пожарной части. На линейке заранее разделённые на команды (группы) «Юные спасатели», «Отважные огнеборцы», «МЧС» и «Народная дружина» поприветствовав друг друга, получили маршрутные листы с отмеченными на них полянами заданий. По определённым маршрутам команды добирались до пункта и выполняли различные задания:

Перед проведением занятия дети распределялись между тремя группами по видам деятельности. Каждая группа работала в своей части группы на своей станции: станция работы с воспитателем, станция онлайн-обучения, станция проектной работы.

В течение организованной образовательной деятельности группы перемещались так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп в образовательной ситуации менялся в зависимости от педагогической задачи воспитателя. Одна группа работала под руководством воспитателя, другая занималась онлайн, третья разбивалась на малые подгруппы (пары, тройки) и работала над небольшими проектами (так же была использована игра). Затем группы перемещались на следующую станцию.

Были разработаны станция работы с воспитателем и станция онлайн-работы. Также можно создать пять станции, опять же в зависимости от педагогической задачи. Станция онлайн-работы была необходима для взаимодействия родителей и детей, которые по определенным причинам не посещают ДОУ. Такая взаимосвязь помогла детям принимать участие в непосредственной образовательной деятельности дистанционно. 

Для деления детей на группы с использованием модели « Ротация станций».

Первая станция онлайн – викторина «Проверка знаний» «Чтобы опасность избежать – нужно детям много знать» Командам задавались вопросы теоретического плана в области медицыны;

Вторая станция– эстафета «Чтобы с бедой легко справляться, нужно много нам тренироваться». Необходимо по команде за определённое время разложить атрибуты по тематической профессиии (пожарники, спасатели и т.д.)

Третья станция – эстафета «Спасение пострадавших во время выброса вредных веществ в окружающую среду» - «Если вдруг с кем – то случится беда, служба спасения поможет всегда».

  Создается экстренная ситуация: произошёл взрыв бытового газа в доме. Под развалинами здания оказался маленький ребенок. Чтобы его спасти, нужно пролезть по узкому лазу-туннелю (спортивные туннели) и спасти малыша. Но в здании газ, поэтому надо надеть противогаз на малыша, а на себя защитный плащ и вернуться обратно. Каждый участник команды должен пройти эту эстафету. Помните, что дорога каждая минута. 

Четвёртая станция –  «Транспортировка раненого» «В любую погоду, дорогой любой, вы мчитесь спасать наши жизни быстрей».

Сейчас вам предстоит перенести пострадавшего в медсанчасть. Сначала необходимо добежать до «раненого», оказать первую помощь, т.е. перебинтовать поврежденную ногу, руку и голову, а потом перенести его на носилках в больницу. 

Пятая станция – «Пожарный рукав» «С огнём сражаться – удел отважных»

По сигналу добежать до пожарной машины, размотать пожарный рукав, потушит огонь, снова смотать пожарный рукав и вернуться обратно.  «Тушение очага пожара» - «С огнём шутки плохи и ты уж поверь, "красный петух" – не ласковый зверь».

Дети встают в шеренгу на расстоянии вытянутой руки, у крайнего ребенка в руках «огнетушитель». По команде «огнетушитель» передается по шеренге до последнего, тот берёт огнетушитель, бежит вперёд и вновь передаёт первому и т.д. Побеждает команда, которая быстрее передаст огнетушитель и встанет в том же порядке. Каждому, кто правильно и быстро сделал, присуждается жетон спасателя. Затем жетоны суммируются. Подведение итогов, награждение

В условиях внедрения ФГОС ДО необходимо привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы социального партнёрства.

Основная задача образования в МБДОУ это обеспечение абилитации (социализация, адаптация) детей с особыми потребностями и основным принципом является партнёрское взаимодействие с семьёй, оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам на основании запросов родителей, а так же включение в процесс всех участников: детей, родителей и работников дошкольных учреждений. С целью сохранения и укрепления здоровья детей коллективом детского сада № 438 для совместной работы были заключены договора о взаимном сотрудничестве с социальными институтами города: ГАУ ДО СО ДЮСАШ, кафедра фармакологии и клинической фармакологии УГМА, ТПМПК ЦРР детский сад «Радуга», Благотворительный фонд «Фонд по поддержке спорта в Свердловской области А.В.Шипулина». В рамках совместной работы социальные партнёры оказывают научно-методическую, информационную поддержку педагогам и родителям в физическом воспитании детей детского сада, проводят обучение педагогического коллектива детского сада № 438 формам и методам организации оздоровительной работы, проводят здоровьесберегающие мероприятия (беседы, лекции, участие в клубе «Здоровья»). Одной из форм сотрудничества является инновационная информационная технология – сайт ДОУ (www/eka-famili.ru в рамках стратегического проекта «Выбирая жизнь» по формированию здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса), дистанционное обучение родителей через «Родительскую школу». Единое информационное - образовательное пространства в ДОУ позволяет не только повысить качество образовательно – воспитательного процесса, но и создать условия для организации, разработки содержания и реализации дистанционного общения как одного из путей повышения психолого-педагогической компетенции родителей. Организация дистанционной формы сотрудничества педагогов и родителей обеспечивает большую открытость, диалог и привлекательность дошкольного образования для детей, адресную социокультурную поддержку семьи.  

В связи со сложившей ситуацией в 2020 году, когда во время пандемии все образовательные учреждения перешли на дистанционный формат работы, наиболее актуально стала тема «Смешанное обучение».

Каждое учебное образовательное учреждение ищет свой неповторимый индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – воспитание здорового ребенка, как залог успешности наших детей в будущем.

На сегодняшний день педагоги находятся в постоянном поиске новых идей, новых направлений воспитательной работы, которые могли бы способствовать долговременным, положительным результатам. Вся эта работа - дело не одного дня. И только через годы, когда наши дети будут учиться в старших классах школы, можно будет говорить о результатах. 

Литература:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. «Формирование основ безопасности у дошкольников» К. Ю. Белая

4. Программа «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой.

5. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.

6. «Формирование культуры безопасности Л.Л. Тимофеева.

7. «Стоп угроза» Лия Шарова.